Моё педагогическое кредо

ЕСЛИ ПЕДАГОГ ИМЕЕТ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ К ДЕЛУ,ОН БУДЕТ ХОРОШИМ ПЕДАГОГОМ. ЕСЛИ ПЕДАГОГ ИМЕЕТ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ, КАК ОТЕЦ, МАТЬ ОН БУДЕТ ЛУЧШЕ ТОГО ПЕДАГОГА, КОТОРЫЙ ПРОЧЕЛ ВСЕ КНИГИ. ЕСЛИ ПЕДАГОГ СОЕДИНЯЕТ В СЕБЕ ЛЮБОВЬ К ДЕЛУ И К ДЕТЯМ, ОН СОВЕРШЕННЫЙ ПЕДАГОГ.

Л.Н. ТОЛСТОЙ.

Фонематический слух


       











Развиваем фонематическое восприятие, слуховое внимание и память в игре

Различие звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребёнок как будто становится не много иностранцем.
Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различие неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребёнок мог догадаться о нём по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, трогать, брать в руки. С другой стороны, так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки на слух, без опоры на зрение.
В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения, а также слухового внимания и восприятия. Важно отнестись к этим упражнениям серьёзно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобиться и при этом не забывать, что ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребёнка. Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее эта тема для свободной игровой импровизации.

Упражнение «Чудо-звуки».

Прослушивайте с ребёнком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте не прогулки. Зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, звучание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчёлы, назойливо звенят каморы. В городе постоянный звуковой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А ещё запахи. Про них тоже не забывайте – это опоры вашего малыша в жизни.
Упражнение «Слушай, пробуй, как звучит»

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

Упражнение «Угадай, что звучало».

Проанализируйте с ребёнком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребёнок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

Упражнение «Шумящие коробочки».

Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребёнка наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берёте коробочку из своего набора, трясёте её, ребёнок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берёт свои коробочки и ищет среди них звучавшие аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясёт одну за другой несколько коробочек, ребёнок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

Упражнение «Что как звучит?».

Сделайте с ребёнком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме звучат. Прислушивайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит, и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь что звучало: что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку пусть он «озвучит» всё, что попадается ему под руку. Теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку. Более сложный вариант – узнавание звука без опоры на зрение. Ребёнок отвечает на вопросы: «по какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»

Упражнение «Где позвонили?».
Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Определяем направление звука. Ребёнок закрывает глаза. Вы встаёте в стороне от него и тихо звоните (гремит, шуршите). Ребёнок должен повернуться к тому месту, где слышан звук, и с закрытыми глазами показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: «Где звенит?» - слева, сверху, спереди, справа, снизу. Более сложный и весёлый вариант – «Жмурки». Ребёнок в роле водящего.

Упражнение «Громко – тихо».

Попросите ребёнка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо; протяжно, потом отрывисто; высоким голосом – низким.
Вариант игры: придумайте или вспомните, каких то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыграйте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

Упражнение «Узнай свой голос».

Вам нужно записать на магнитофон голос знакомых родных, обязательно свой голос и голос ребёнка. Прослушайте кассету вместе, важно, что бы ребёнок узнал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребёнок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.


На протяжении II этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Упражнение «Угадай, кто позвал?».

Ребёнок на слух определяет, кто его позвал.

Упражнение «Произнеси как…».

Ребёнка прося произнести один и тот же звук с разной эмоциональной окраской.
а – плачет, кричит девочка
а – показывает горло врачу
а – поёт певица
а – качаем малыша
а – девочка укололась иголкой.

Упражнение «Кто это?».

Ребёнка прося произнести звукокомплекс изменяя голос по высоте и силе.
МЯУ:    громко (кот рядом и просит есть)
   тихо (кот за дверью)
   высоким голосом (маленький котёнок)
   низким голосом (старый кот)

На III этапе дети должны научиться различать слова близкие по звуковому составу.

Упражнение «Правильно или нет».

Взрослый показывает изображение (например: банан) и произносит название. Объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то не правильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». (Бамам, банан, панам, бананан…)

Упражнение «Запомни, повтори».

Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

  Мак – бак – так
 Ток – тук – так
 Дам – дом – дым
 Ком – дом – гном

Упражнение «Что лишнее?».
          
Батон – бутон – бетон
 Будка – дудка – утка
 Клетка – пленка – плетка
 Моток – каток – поток.

Взрослый называет слова и предлагает ребёнку выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже 3:
 Мак – бак – так – банан
 Сом – ком – индюк – дом
 Веник – мак – бак – рак.

Упражнение «Закончи предложение».

Сказала дверь: «Мой дорогой!
Не открывай меня … (ногой)
В выходной пошли куда-то
Мама, папа и … (ребята)
Шёл по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка).

На IV этапе учат различать слоги.

1. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:
Та-та-та’
Та-та’та
Та’-та-та

2. Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными:
 Та-то-ту
 Ма-мо-му.

3. Общий гласный и разные согласные звуки
 Та-ка-па
 Ма-ка-ха

4. Различие по звонкости и глухости
па-ба      пу-бу
по-бо      пы-бы
 па-ба-па    ба-ба-па

5. По мягкости и твердости
 па-пя     пу-пю
 по-пё     пы-пи

6. Воспроизведение слогов со стечением согласных
 Пта-пто-пту-пты
 Кта-кто-кту-кты
 Фта-фто-фту-фты


На V этапе: учат различать фонемы родного языка.

1. Выделение в звуковом потоке гласного звука (а, о, у, и, ы, э), потом согласного звука.


Задачей VI этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

1. Дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трёхсложные слова.
2. Выделение звука в слове.
а) Выделение первого гласного звука в словах.
б) Потом учат выделять в слове последний согласный звук, легче даются глухие взрывные согласные (танк, кот, паук, мак).
в) Выделение первого согласного звука в словах.
г) Выделение последнего гласного звука в словах.

3. Определение места звука в слове.

4. Звуковой анализ слова: назвать все звуки по порядку.


Комментариев нет:

Отправить комментарий